Кредитные потребительские кооперативы представляют собой некоммерческие организации, принцип действия которых аналогичен кассам взаимопомощи. Такие объединения раньше были на всех предприятиях.
Отношение населения к указанным структурам не всегда было одинаковым. Дело в том, что на протяжении длительного времени сфера кредитной кооперации регулировалась и контролировалась слабо. В силу этого на рынке появилось большое количество мошенников, что в итоге подорвало репутацию кредитных потребительских кооперативов в целом.
В последние годы ситуация изменилась. Главный финансовый регулятор стал много внимания уделять деятельности КПК, МФО, ломбардов. Благодаря этому в отрасли был наведён порядок, а репутация участников рынка, в том числе кредитных потребительских кооперативов улучшилась.
Лучше всего положение КПК описывают цифры, которые были получены в результате проведения исследований экспертами в указанной области.
Кредитные потребительские кооперативы в цифрах
В данный момент, выяснили аналитики, с понятием кредитного потребительского кооператива знакомо примерно 37% населения нашей страны. Конечно, глубина знаний не у всех одинакова. Например, можно отметить, что в Москве и Санкт-Петербурге меньше людей знают о существовании и особенностях функционирования КПК. Это, вероятно, связано с лучшим финансовым положением населения в мегаполисах: у людей просто нет необходимости обращаться в КПК за помощью.
Что касается возрастных категорий, то по ним информированность в процентах такова:
- молодёжь в возрасте 18-24 лет − 28%;
- люди среднего возраста (35-54 года) − 45%;
- пожилые люди (55 лет и выше) − 30%.
Соответственно, чаще всего пайщиками кредитных потребительских кооперативов становятся лица среднего возраста. Преимущественно повод для их обращения − необходимость получить займ на выгодных условиях. Реже причиной вступления в ряды членов КПК становится желание приумножить свои сбережения. Соотношение займов/вкладов составляет примерно 70%/30%.
Что касается вопроса отказа от пользования услугами кредитных потребительских кооперативов, аналитики выяснили, что чаще всего это вызвано отсутствием необходимости в предлагаемых услугах (46%), недоверием к КПК (39%), отсутствием свободных денег для участия в сберегательных программах (21%).
Таким образом, очевидно, что необходимо и дальше усиливать контроль в сфере кредитной кооперации. Её оптимальное регулирование повысит уровень доверия населения и положительно скажется на развитии отрасли в целом.