С нового календарного года кредитные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам максимально полную информацию о себе и своей деятельности. Такие правила вводятся на основании утверждённого Стандарта защиты прав пайщиков КПК. Документ был принят 18 декабря 2017 года. Его предписания распространяются на все кредитные потребительские кооперативы − независимо от того, членами какой из СРО они являются.
Такие нововведения направлены на обеспечение защиты прав граждан-пайщиков, которые хотят доверить свои сбережения некоммерческой организации, работающей по принципу кассы взаимопомощи.
Какие сведения подлежат обнародованию?
Согласно положениям нового Стандарта, кредитные потребительские кооперативы должны будут обнародовать такую информацию:
- предоставление услуг оказывается исключительно тем лицам, которые приобрели статус члена КПК;
- средства пайщиков не участвуют в государственной системе страхования, разработанной для защиты вкладов;
- все члены кредитного потребительского кооператива несут солидарную ответственность по существующим обязательствам кооператива.
Основные цели принятия нового Стандарта
Чтобы оценить важность законодательных трансформаций в сфере кредитной кооперации, необходимо разобраться, в каких целях был принят такой Стандарт. Центробанк озвучил основные из них:
- защита прав и законных интересов людей, которые пользуются финансовыми услугами, предоставляемыми КПК;
- пресечение использования недобросовестных практик при взаимодействии руководства кредитных потребительских кооперативов и граждан;
- повышение степени открытости рынка отечественной кредитной кооперации, рост финансовой грамотности населения;
- достижение высокого уровня услуг, предоставляемых кредитными потребительскими кооперативами, создание надлежащих условий для того, чтобы контроль деятельности КПК был эффективным.
Дополнительные положения Стандарта
Документом предусмотрены также требования относительно предоставления информации о наличии задолженности по потребительским займам (в случае её просрочки). Так, кредитный потребительский кооператив обязан сообщить о ней должнику в течение семи дней с момента возникновения, указать размер полученного займа, а также неуплаченных по нему процентов и прочих платёжных обязательств.
В Стандарте подробно описана процедура реструктуризации долга. Инициировать её можно в ряде случаев, например, при болезни или увольнении с основного места работы. В случае возникновения спорных моментов ответ на обращение члена КПК должен быть дан не позже, чем через 15 рабочих дней.